Вoзврaщeниe Xaви в «Бaрсeлoну» — сoбытиe oднoзнaчнo знaкoвoe, нeзaвисимo oт рeзультaтoв, которые он покажет в родном клубе. Ну, а будут ли результаты? Чего вправе ожидать от своей легенды болельщики клуба? «Террикон» отвечает на эти вопросы…
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Покидая катарский клуб, Хави устроил прощальный обед для игроков. Разумеется, произнес соответствующую речь. И, что было немного неожиданно — расплакался, говоря слова благодарности команде. Актерской игрой там не пахло. Действительно, в «Аль-Садде» испанский тренер оставил частичку своей большой души.
Напомним — первое приглашение от «Барсы» Хави получил сразу после окончания карьеры игрока, что произошло тут же, в «Аль-Садде». Это было в начале 2020, после увольнения Эрнесто Вальверде. Но Хави ответил вежливым отказом, уточнив, что вернется в родной клуб только когда почувствует, что готов на 100 процентов. Когда увольняли Кике Сетьена, его кандидатура тоже обсуждалась — но в итоге, ни во что это не вылилось, и тренером стал Рональд Куман. И вот, наконец, время Хави пришло.
Большинство уверено, что он способен продолжить великую историю клуба. Специфическим и очень доступным образом это в свое время сформулировал Дани Алвес: «Это как с великими машинами. Кройфф был первой великой моделью, версией 1.0. Гвардиола был версией 2.0. Думаю, что когда Хави вернется в «Барсу» в качестве главного тренера, он станет версией 3.0″.
Хави был «фишкой» предвыборной кампании Виктора Фонта — одного из кандидатов на пост президента «Барселоны». Фонт проиграл, выиграл Жоан Лапорта, который шел на выборы без жесткой увязки с Хави (хотя и отдавая ему дань как выдающемуся «блауграна»). Поэтому возвращение Хави было отложено на полгода. Но оно было неизбежно, это понимали все, и Лапорта в том числе. В конце концов, своими убийственными результатами его приблизил Куман.
Приход Хави — шаг не только спортивный, но и психологический. Он с самого начала подчеркивал, что хочет создать нормальную, спокойную обстановку вокруг команды: «Мне хотелось бы работать с людьми, в которых я уверен и которые могут приносить пользу. Рядом с раздевалкой не должно быть никого токсичного». Таким образом, для тех, кто мечтает о реальном оздоровлении «Барсы», возвращение этого человека — плюс еще и в моральном плане.
Ну, а в спортивном — тем более. Нет сомнений, что Хави предпримет попытку вернуть «Барсе» ее фирменный стиль. Он об этом и сам говорил, описывая футбол своей мечты: «Когда я наиболее спокоен? Когда мяч у моей команды. Кройф говорил: «Есть только один мяч». Он прав. Если мяч у нас, нам даже не нужно обороняться. Другая команда должна бегать за ним. Если они отберут мяч, нужно быстро его вернуть. Я хочу 99% владения – 100%, если бы это было возможным. Мяч побуждает игроков развиваться».
Вполне понятно, что это не будет повторением стиля Кройфа — на данном этапе это уже невозможно, футбол стал другим и даже Пеп Гвардиола, самый выдающийся ученик великого голландца, вынужден к этому адаптироваться. Но нет сомнения: «Барселона» под управлением Хави сделает попытку вернуться к истокам, к тому доминирующему, атакующему футболу, который в лучшие дни делал бессильным любого соперника.
Какой футбол культивировал Хави в «Аль-Садде»? Проще всего его можно было бы описать как «атакующий» — действительно, оба последние полноценные сезоны команда заканчивала с громадным преимуществом над остальными по забитым голам. Но само по себе, это ничего не объясняет. Попытки назвать любимую схему Хави тоже заводят нас в тупик — он достаточно часто применяет не менее 5 различных вариаций. Если уж искать какое-то определение футболу Хави, то лучше всего назвать его «адаптивным».
Он показал себя большим мастером подстраиваться под соперника. Ну, то есть как — подстраиваться? Он не пляшет под дудку каждого очередного визави — нет, он действует с позиции силы. Он анализирует сильные и слабые стороны противостоящей команды и, исходя из этого, строит план на игру. Как следствие, в его команде игрок на какой-то позиции в двух последовательных матчах может исполнять совершенно разные функции. Например, вингер может контролировать фланг, создавая ширину атаки — а через неделю будет действовать в полуфланге, освобождая бровку для латераля. И так далее.
Делая очевидный акцент на атаку, Хави не забывает о балансе. Он много работает над организацией обороны. Он признавался, что сам удивляется тому, сколько времени у него уходит на решение этой задачи. Мы знаем, какой проблемной частью «Барселоны» эта линия была при Кумане. Хави «светит» много усилий в этом направлении — при том, что все еще остается в строю Жерар Пике, которого он много раз называл «одним из лучших в мире».
Хави повезло в другом — он пришел на пространство, свободное от гения Месси. Это значит, что можно строить проект на годы. Кощунственно так говорить — но может, он ждал именно такого момента, когда его родной клуб освободится от блеска славы гения и станет «чистым листом»?
Впрочем, о совершенной чистоте речь не идет. Хави придется иметь дело с наследием предшественников, с теми людьми, которых купили другие, преследуя какие-то свои цели. На счвстье нового тренера, среди тех, кого он получил в наследство — достаточное количество мастеров, подходящих ему по стилю и духу. Это Френки Де Йонг. Это Ансу Фати. Это Сержиньо Дест. Это Мемфис Депай. С такими людьми можно строить команду будущего. Как это у него получится — неизвестно, но можно не сомневаться: он принесет в Ла Лигу что-то новое, яркое, свежее.
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Юрий Шелест, специально для «Террикона»