Марлос ушел. Кто вместо Марлоса?

Oфициaльнo пoдтвeрждeнo, чтo Мaрлoс пoкидaeт «Шaxтeр» пoслe 7-лeтнeгo великолепного пребывания в клубе. И хотя его роль в последние месяцы уменьшилась, этот уход оставляет после себя некоторую пустоту. «Террикон» пробует предугадать, к чему он приведет…

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от FC Shakhtar Donetsk (@fcshakhtar)

Есть ощущение, что в последнее время Марлоса использовали только «на подтанцовках», как вспомогательное оружие. Это не совсем так. С одной стороны, он перестал быть непременным элементом «старта». С другой, выходил с первых минут в 9 из 17 матчах УПЛ, 4 из них отыграл до конца. Таким образом, Роберто Де Дзерби все-таки видел в нем большую пользу и наверняка использовал бы и дальше, прими Марлос решение остаться.

Выпуская Марлоса на замену, тренер, как правило, имел в виду радикальное изменение игровой концепции. Все-таки этот футболист оставался самым умным в «Шахтере», не в обиду всем остальным будь сказано. Тут припоминаются два матча с «Генком», когда Марлос появлялся после 70-й минуты — и своими разрезающими пасами тут же дезорганизовывал оборону соперника. В действиях «Шахтера» появлялся совершенно новый элемент, который в отсутствие Марлоса взять будет неоткуда.

Самым очевидным вариантом замены Марлоса в этом смысле представляется Алан Патрик. Действительно, он может сделать такую передачу, что остается только тихо ахнуть. Помнится, как в свое время Давид Хочолава, забивший гол «Ворскле», признавал, что 90 процентов его успеха принадлежит автору ассиста Патрику, и восторгался: «Хорошо, что у нас такие мастера , как Алан Патрик или Марлос, которые могут отдать передачу». Показательно, что Патрик всегда был среди лучших по количеству голевых, и не только, пасов. Стоило лишь Паулу Фонсеке выдвинуть его в основной состав, как Патрик сразу стал показывать прекрасную статистику по обостряющим передачам и общему участию в голевых атаках. При этом, в своем оптимальном состоянии он еще и хорошо действовал в отборе и разрушении, соревнуясь по этим параметрам с самим Тарасом Степаненко.

То есть, Алан Патрик — игрок даже более разносторонний, чем Марлос. Но мы сейчас не об этом, а об умении Марлоса «делать разницу» в атаке. Тут Патрик, при всех его очевидных достоинствах, все-таки не настолько хорош, как его уходящий партнер.

Когда-то Мирон Маркевич, давший Марлосу «зеленый свет» в украинском футболе, так описывал достоинства Марлоса: «У Марлоса очень сложно отобрать мяч, он хорошо прикрывал его корпусом и к нему было очень тяжело подобраться. Ну и, конечно, не могу не отметить его волшебную левую ногу. Желаю всем тренерам, чтобы таких футболистов у них было побольше». Честно говоря, исполнителя именно такого профайла в «Шахтере» сейчас не найти. Но это, конечно, не означает, что уход высококлассного футболиста создает неразрешимую проблему.

Эта ситуация далеко не нова, ей уже полторы сотни лет, она возникает в любом клубе, который лишается своего лидера, единственного и неповторимого. Очень редко ему на смену приходит футболит точно таких же качеств. Уход великого приводит либо к тому, что его таланты перераспределяются между оставшимися, либо к тому, что меняется игровая модель команды. Похоже, что «Шахтер» решит проблему, скомбинировав два этих подхода.

С Роберто Де Дзерби команда пытается играть в другой футбол, нежели с предыдущими португальцами. При нынешнем методе магия Марлоса теряет свое ключевое значение, хотя все равно иногда оказывается бесценной. Де Дзерби делает упор на коллективные взаимодействия, он не склонен полагаться на какого-то футболиста, как на палочку-выручалочку. Конечно, такой стиль сложнее привить, и как мы видим, итальянец испытывает с этим очевидные затруднения. Но человек он упрямый, то есть — последовательный, и явно намерен идти этим курсом до конца. А раз так, то своевременный уход Марлоса может сработать на ускорение «постановки» нового стиля.

Есть, правда, психологический аспект. Марлоса привыкли воспринимать как старшего брата, как гуру. Человек скромный и спокойный, он никогда не проявлял признаки командного авторитаризма, даже надевая капитанскую повязку (что и происходило нечасто — в этом сезоне всего трижды). Но в нем чувствовалась некая опора. Своим спокойствием он внушал остальным уверенность. Теперь этого всего не станет. Компенсировать это придется оставшимся ветеранам, прежде всего — опять-таки Алану Патрику, более остальных склонному к лидерству.

В игровом плане компенсацией Марлоса могут оказаться совокупные усилия Педриньо и Тете. Каждый из них выглядит фигурой меньшего масштаба, чем уходящий ветеран (особенно талантливый, но нестабильный Тете). Но их взаимодействие, сумма совершенного на поле в лучших матчах впечатляет. Эта связка способна дать «Шахтеру» то, чего она лишается с уходом Марлоса — атакующий интеллект, изобретательность, быстроту и острота решений.

Ну и плюс созидательный креатив Алана Патрика, о котором мы уже говорили.

Не будем забывать также о том, что зимой состав «Шахтера» может видоизмениться. Намеки на это мы уже услышали и от Сергея Палкина, и от Роберто Де Дзерби. Новые трансферы могут внести непредсказуемые нюансы. Так что рассуждать о том, как команда будет компенсировать отсутствие Марлоса, явно преждевременно. Но можно отметить, что она уже полгода привыкает к тому, чтобы обходиться без своего лидера. И сумма качеств, чтобы пережить прощание с ним, в команде имеется.

Подписывайтесь на страницу terrikon.com в Facebook и профиль terrikon.com в Instagram, чтобы быть в курсе главных спортивных событий.

Вадим Самойлов, специально для «Террикона»

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.