Aндрeй Шeвчeнкo спeциaльнo слeтaл в Лoндoн, чтoбы принять учaстиe в мaтчe лeгeнд «Чeлси» и «Интера». Эта игра была посвящена памяти Рэя Уилкинса и привлекла полсотни футбольных звезд со всего мира. Что же это за Рэй такой, имя которого собирает столь уникальную компанию?
Компания и правда получилась эксклюзивной. Партнерами Шевченко по команде легенд «Челси» были: Десайи, Виалли, Баллк, Дзола, Эсссьен, Казираги, Петреску, Галлас, Ди Маттео… Это — даже не половина списка. Под знамена «Интера» собрались Дзанетти, Бергоми, Джоркаеф, Клинсманн, Барези, Креспо, Камбьяссо, Матерацци, Киву… Играли всерьез. «Интер» победил 4:1, причем, если бы не героическая игра голкипера Карло Кудичини, хозяева могли пропустить в два раза больше.
Вот легенды «Челси» во всей красе:
Для «Челси» Уилкинс — фигура эксклюзивная. В истории клуба он — самый молодой капитан. Правда, клуб был тогда далеко не тот. Рэй пришел на «Стэмфорд Бридж» в 1973, и в том сезоне «синие» провалились во второй дивизион. Играть на таком уровне серьезные игроки не хотели, из команды побежали все, кроме самых старых и самых молодых. Так 18-летнему Рэю Уилкинсу доверили капитанскую повязку, с которой он отбегал 4 года. При нем «Челси» восставал из пепла, потом опять «сливался»… Наконец, ему надоело барахтаться в этом болоте, и в 1979 он ушел в «Манчестер Юнайтед». «Челси» выручил за него 825 тысяч фунтов — тогда это была самая выгодная сделка в истории клуба.
Много лет спустя Уилкинс вернется в «Челси» ассистентом тренера, успев за последующий год поработать с тремя титанами — Луисом Фелипе Сколари, Гусом Хиддинком и Карло Анчелотти. Все они доверяли Уилкинсу самое главное — руководство непосредственным тренировочным процессом, общение с футболистами. Лучше него в этих делах было не найти. Уже после того, как команда с Анчелотти пришла к победе в АПЛ, Уилкинса уволили. За что — он так и не понял, а ему внятно никто так и не объяснил…
Вообще, Уилкинс — феноменальный человек. Он сменил несколько команд, и везде добивался статуса культового футболиста. Его не просто уважали — его везде считали краеугольным камнем. Даже в таком непростом, не лишенном звездного чванства коллективе, как «Манчестер Юнайтед». Гол Уилкинса в финальном матче Кубка Англии 1983 против «Брайтона» долго считали главным шедевром в клубной истории. Может, и потому, что тогда «МЮ» трофеи выигрывал, дай Бог, раз лет в пять:
Уилкинс забивал не так уж много. За 24 года своей клубной карьеры — всего 49 голов, в среднем по 2 за сезон. Большинство — дальними ударами, которые у него были поставлены идеально. Мяч летел, набирая скорость, как пушечное ядро — даже не приходилось хитрить с траекторией. Как, например, в одном из испепеляющих шотландских дерби, в знаменитой «Старой фирме». «Рейнджерс» купил Рэя после его недолгого и невеселого пребывания в ПСЖ. В Глазго он провел лишь два сезона — но так, что стал народным героем и был включен в клубный зал славы. Вот тот гол в ворота «Селтика»:
Но бывали у Рэя и другие голы, забитые ловкостью и хитростью. Самый известный из них — тот, который он провел в ворота сборной Бельгии. Это случилось на чемпионате Европы 1980, где англичане не блистали и из группы не вышли. Но гол Уилкинса запомнился. Когда человек одним элегантным движением оставляет в дураках всю защиту, пытавшуюся организовать свою фирменную, надоевшую всем «офсайдную ловушку», а другим — перебрасывает вратаря, посылая мяч точно в «девятку» — такое и правда не скоро забудешь. Вы только послушайте, как распинается комментатор, называя этот гол «лучшим, когда-либо забитым английским игроком»:
На национальном уровне Уилкинс отметился прилично, в начале 80-х был капитаном команды, на чемпионате мира 1982 сыграл от звонка до звонка. Закончил, правда, не очень. Следующее мировое первенство (1986) Англии не давалось — и в матче с Марокко нервы у ветерана не выдержали. После очередной остановки игры он швырнул мяч в направлении рефери. И ладно бы еще попал, как следует… Но судье и этого показалось достаточно. Уилкинс увидел перед собой красную карточку — и больше в матчах такого уровня за сборную не играл:
Международная репутация у него в 80-х была изрядная. Три года — с 1984 по 1987 — он провел в «Милане». «Россонери» тогда переживали не самый солнечный период своей истории, и Уилкинс помог команде остаться на плаву, бороться за еврокубковые места. Он играл, как всегда — раздавая прекрасные пасы, организовывая атаки, «переключая скорости» общекомандного ритма. Провожая его из Италии, Corrire della Serra отозвалась о нем как о «серьезном и методичном профессионале, которого мы все сразу признали за его длинные и точные пасы». Обычно у англичан в Италии не получается — но Уилкинс сумел остаться на привычном уровне, для чего ему пришлось похудеть на несколько килограммов — Серия А лишнего веса не признавала. Позже он признавался, что даже в 18-летнем возрасте не был в такой идеальной форме, какую набрал в «Милане».
Доигрывать он вернулся в родную Англию, в родной Лондон — но уже в скромный «Куинз Парк Рейнджерс». Казалось, это все, закат. Но Уилкинс выдал 6 прекрасных сезонов, в ходе которых клуб с весьма скромными претензиями боролся за места в Топ-6 и даже однажды стал лучшим клубом столичного города по результатам сезона. Огромное количество голов было забито с его прекрасных передач. Но иногда он и сам прикладывался. Вот, например, гол в ворота «Ливерпуля», совершенно в его стиле. Знаменитый Брюс Гроббелар даже не шелохнулся:
Рэй Уилкинс умер 4 апреля, не выходя из комы после сердечного приступа. «В его жилах текла настоящая голубая кровь «Челси»!» — сказал о нем Карло Анчелотти, его победоносный шеф. Рэй Уилкинс не был святым. На склоне лет он признал себя алкоголиком и сокрушенно отметил, что так и не смог побороть эту пагубную страсть. Но он был настоящим — и это ценили болельщики всех его клубов. И он, при своем истинно английском духе, обладал тончайшим пониманием футбола, что позволяло ему снимать урожай восторгов и на континенте.
Ну, вы же понимаете — почтить память кого попало не съедутся 50 звезд со всех континентов…
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Юрий Шелест, специально для «Террикона»